Моя самая первая игра, которую я узрела на компьютере (и сам компьютер впервые) – это была древняя Цивилизация I. И я до сих пор помню ту толпу детишек (человек 20-25), которые тусовались вокруг одного стола и жадно смотрели, как играет человек постарше, и помню тот азарт, и эти крики «торцуй его, торцуй!!!». Этот ореол азарта, романтизма и недоступности все еще не дает мне спокойно пройти мимо всех цивило-подобных игр. В том числе браузерных.
Я уже посвятила без малого 4 года игре в Травиан, казалось бы – ну хватит уже! Ну да, хватит. В Травиан хватит :) Потому что игра не меняется, а хочется чего-то нового.
Ну и вот буквально в этом блоге я вдруг обнаружила нужное. Поиграв чуть больше месяца, я готова отчитаться. Отчет мой немного странен, но я решила не писать то, о чем уже говорили другие люди, а пройтись по очевидным и потому малозаметным верхушкам. Сам обзор подобен экскурсии по Театру между спектаклями..
Театр начинается с вешалки
Театр начинается, как известно, с вешалки. Что же у нас повешено в качестве вывески на здании театра? Название «Пути истории» - это та марка, под которой знают и будут знать игру, и на которую будут вешать воздушные шарики, ленточки, медали, венки… и всех собак.
Казалось бы, такая мелочь, но у меня есть что сказать. Зная современные языковые тенденции и культуру, несложно вообразить, во что средний юзверь может превратить название «Пути Истории». Когда я говорю друзьям, что я играю в ПИ, они ржут. Поэтому я стараюсь не называть игру, а говорю «мои домики», или «типа Цивилизации». Потому что сказать «пустиистории» это чересчур длинно, а ПИ тут же превращается как минимум в Пипц. Граждане разработчики, я такая не одна. Чем думали маркетологи? Такой минус для рекламы ^^
Теперь посмотрим на то, куда повешена вывеска. На здание театра. То есть дизайн. Сперва дизайн вызывал у меня недоумение. Какой-то он… как эскиз… ни то ни сё. Для слабого интернета он весомый. Для любителей поиграть с работы – яркий: никакой нормальный начальник не обманется, что подчиненный трудится в поте лица своего, когда у него на экране такой рисунок. (Хотя все равно находятся умельцы с работы поиграть :)) Однако раздражения он не вызывает, гамма не резкая, для браузерки терпимо. А потом я вообще привыкла и забыла про свое недоумение. К тому же с ростом города некоторые детали пейзажа меняются.
Далее наша экскурсия по театру отправляется куда?.. Правильно, в кассу или, что вернее, в буфет.
Нормальный человек всегда желает знать, ПОЧЕМ? Почем обойдется коктейль из эмоций, удовольствия строить домики, гонять торговцев, изобретать науки, воевать и разрабатывать новые тактики, и прочих радостей фаната стратегий?
Во-первых, «Пути истории» - браузерка из разряда условно-бесплатных. То есть вы совершенно спокойно можете играть, не тратя ни копейки. Однако, во-вторых, в игре присутствует так называемая Удача, монеты которой можно купить.
Способов оплаты полно, как и в любой современной игре. К сожалению, не видно тарифов и бонусов, которые я использовала в других браузерках (чем больше покупаешь за раз, тем ниже стоимость одной игровой монеты). Здесь 100 монет = примерно 400 рублей (например, яндекс деньги или visa: 100 = 400р, мегафон или билайн смс - = 507.05р).
100 монет. Попробуем оценить, много это или мало?
Для этого нам придется слегка пройтись по общим показателям и принципам игры (если вдруг вам лень читать прекрасный обзор «Путевые записки первопроходца»).
Рассмотрим меню буфета (возможности, которые дают монеты удачи).
Вкус на любителя. В плане выкачивания денег из юзверей ПИ довольно-таки сильно отстали от Травиана, и тут я смело могу намекать, что неплохо бы перенять опыт конкурентов, так как в настоящем виде царь-аккаунт просто ненужная вещь. Если старые игроки без него ощущают себя некомфортно, то мне как новичку он не нужен, и если бы стоил монеты, я бы его точно не включала из экономии.
+10% рост населения. Это очень вкусный коктейль буфета и важный показатель ваших городов. Если вы хотите достичь быстрого развития, этот пункт обязательно нужно включать, так как именно население – ваша основная внутренняя валюта. Хотя в игре много строений, позволяющих повысить прирост населения, тем не менее, учитывая расход населения на захват месторождений и установку новых городов, их всегда нехватает.
Опытные игроки создают города-инкубаторы, отстроенные специально под рост населения. Дело в том, что механика игры диктует следующие условия: на основание нового города или захват нового месторождения необходимо количество поселенцев/рабочих, равное квадрату количества всех городов вашего аккаунта. Т.е. у меня сейчас 3 города, значит на захват месторождения к 3-му городу мне нужно 9 рабочих, и на основание 4-го города – 9 поселенцев. Все 9 должны быть произведены в одном и том же городе, и затраты населения 1 рабочий = 60 наса, 1 поселенец = 100 наса. При этом в городе должно оставаться как минимум 5 людей. Итого для основания 4го города мне необходим город с населением на меньше чем 100*9+5. Так что 10% роста населения - это очень нужные 10%, ускоряющие ваше развитие.
+10% культура. Это блюдо спецфическое, и потреблять его нужно в соответственном настроении :) Его не обязательно пить при каждом посещении театра, но любой культурный и стремящийся к развитию театрал обязательно закажет его однажды!
Тут необходимо пояснить, что культура города – это та планка, выше которой количество населения подняться не может. В игре существуют строения, которые позволяют поднять максимальную культуру (например, алтарь), или ресурсы (например, вино). Алтарь дает постоянный прирост, а вино позволяет увеличивать культуру - если вы, конечно, не забудете поставить галочку на его потреблении в конкретном городе (в случае, если вино закончилось, культура начинает медленно падать). Это тот показатель, на котором в начале игры можно сэкономить, зато в конце раунда он будет очень востребован.
+10% эффективность ученых. Тут следует заметить, что после вступления в страну обычно происходит резкая спецификация вашего дальнейшего развития. Поэтому до вступления этот показатель вам очень нужен, а после вступления он чрезвычайно необходим научникам, и мало нужен промам. Что касается воинов, это зависит от того, насколько успешно они таскают колбочки с окружающей территории, и на каком месте по вкладу знаний находится их город, куда эти колбочки стекаются.
+10% производство. Повышает производство всех ресурсов, кроме науки. Имхо, это нужная возможность, и стоит ее использовать постоянно.
+15% торговцев. Если пытаетесь сэкономить, если вы мало торгуете - это вам не нужно. Стоит включать тем, кто постоянно и много торгует. Например, мне с моими 3мя городами она пока совершенно не нужна, мне хватает одного города на 16 торговцев и двух по 5 (хотя торговля у меня идет очень активная).
+10% эффективность войны. Очень необходимый показатель для воинов. Если у вас есть войска и вы часто фармите или воюете – это нужно.
+10% грабеж. По сути, это тоже эффективность войны. Очень завлекательная возможность для тех, кто активно чистит территорию и грабит соседей. Если у вас нет ни одного юнита, очевидно вам не нужны 10% к войне и грабежу.
Дальше идут спиртные напитки: в случае азарта, спешки и просто для удовольствия вы можете спустить сюда довольно много денег.
За 1 монету можно построить мгновенно любое здание, кроме чуда света (а это изредка имеет смысл, например, когда вам нужно быстро поднять население города и, скажем, для этого требуется срочно построить несколько уровней колодца). За 2 монеты вы имеете возможность устроить передачу знаний без штрафа (если передавать накопленные городом знания в науку до достижения 100%, часть знаний теряется). Еще за монету вы имеете возможность мгновенной отправки своих торговцев за 35 клеток. Это тоже, бывает, имеет смысл.
Однако будьте внимательны, вы так можете остаться совсем без порток, и выйдите из театра в одной бабочке на голую шею, как проигравшийся в пух и прах азартный игрок.
Итак, теперь ответим на сакраментальный вопрос – почем?
Если вы воин, то как минимум у вас в неделю будет уходить 37 монет, если вы научник - то 32, если промышленник – 27. Итого 100 монет на месяц не хватит.
Итак, прикинув, у меня получается, что в месяц таким образом будет уходить примерно 600 рублей. Это не очень дорогой буфет, я считаю, хотя и не дешевый. Тем более, что никто не заставляет, и это самое главное! :) Играть без доната вполне можно - сложно выйти в топы. Как всегда в онлайн-играх, время экономит деньги, а деньги покупают время и ваш труд.
А теперь, мой дорогой читатель, наконец пожалуем в зрительный зал. Там вас встретят акварельные декорации, маски и разнообразные статисты, а так же... юмор разработчиков.
Бывает, многим хочется самим выползти на сцену или заглянуть за кулисы. Интерактивный театр – это очень модно. Гримёрки – это то место, где плетутся интриги и возвышенные замыслы.
Однако это уже совсем другая история, и начнется она только для тех, кто вступит в клан – страну.
За сим позвольте откланяться, искренне ваша,
прямо с древних степей истории, -
Шакти.