Если вы играете в компьютерные игры еще с начала 90-х, то наверняка замечали два парадоксальных и взаимоисключающих тренда в их развитии. С одной стороны, нынешние игры становятся все проще - для управления тактическим шутером теперь хватает обычного консольного геймпада, а квесты больше не требуют держать под рукой блокнот для записи паролей и решения головоломок.
Но, снижая порог вхождения, игры требуют все больше и больше нашего внимания. Для того чтобы начать играть в первый Doom, было достаточно выбрать уровень сложности, и вуаля -через минуту у вас в руке уже был шотган, а еще через пять вы в голос комментировали все происходящее, по матери называя каждого какодемона, не вовремя выплывшего у вас из-за спины.
И все! Никаких ненужных ту-ториалов, минимум впустую загружающей мозг информации (действительно хороших сюжетов в играх так и не прибавилось) и длиннющих кат-сцен. Автогонок это касается в такой же степени: полчаса провозиться с настройками, покупкой и раскраской машины, прежде чем выбраться на трассу, - это норма для любой из них.
Все это брюзжание можно было бы списать на обычное пресыщение и усталость от игр, если бы не вовремя подоспевшая помощь в лице Split/Second. Только играя в эту игру, лучше всего чувствуешь, что уж с моим-то интересом к играм как раз все в полном порядке. Просто не все в порядке с самими играми.
Чтобы понять, надо гонять
Ощущения от игры в Split/Second после любой другой аркадной гонки можно сравнить только с бодрящим кофе по утрам. Вlаск Rоcк Studios, которые уже однажды проделали нечто невероятное, заставив всех с бешеным интересом играть в мотогонки (см. Purе), на этот раз, кажется, нащупали абсолютный идеал. И дело даже не в том, что у их игры лучшая графика, больше всех машин или лучший саун-дтрек, - вовсе нет. Просто они вовремя поняли, что современным играм не хватает обычного фана, который многие разработчики размазывают тонким слоем по всей дистанции прохождения, заставляя в итоге бросать игру на середине и не возвращаться к ней уже никогда.
Split/Second больше похож на аркады начала 90-х, которые не тратили ваше время на интродукцию очередной новой игровой, особенности, а раскрывали все свои карты буквально в первые же пять минут. Так и здесь - Split/Second сознательно минимализирует все, что не относится к самим гонкам: здесь не нужно купать машины, настраивать внешность персонажа или не дай бог заключать контракты со спонсорами. Все это мишура, которая у других обычно только отвлекает от главного и нужна лишь для того, чтобы скрыть недостатки геймплея или постоянно повторяющиеся трассы. У Split/Second с этим нет абсолютно никаких проблем, поэтому и скрывать ему нечего.
Даже во время гонки игра продолжает живо напоминать об аркадных 90-х - камера жестко подвешена за машиной и повторяет за ней каждый поворот корпуса, каждый юз или отклонение от курса, создавая ощущение вероятной скорости и остроты введения машин. Это уже потом, когда наш пестрый суперкар внезапно расплющит откуда не возьмись упавшая водокачка, начинаешь понимать, что Split/Second представляет из себя нечто большее, чем просто скоростные гонки по кругу.
Но на первых кругах просто планомерно запускаешь машину в занос и наслаждаешься управлением, звуком мотора, дизайном трасс — и вообще чувствуешь себя новичком, только-только вырвавшимся из-под опеки инструктора. Подобное ощущение свиста ветра за ушами вызывал, помнится, только Burnout 3: Takedown, но в Split/Second скоростное лавирование между соперниками и аварии в slo-mo — это только вешалка в театре. Самое интересное начнется, когда вы заполните цветную шкалу позади своей машины (лучшими способами остаются дрифт и езда в воздушном мешке впереди идущего соперника). Тогда над машинами соперников появляются специальные иконки, активировав которые (весь процесс управляется одной-единственной кнопкой на геймпаде или клавиатуре) можно устроить им настоящий ад из взрывающихся водокачек, съезжающих со стапелей кораблей и падающих на дорогу самолетов.
Каждый метр трассы буквально начинен взрывчаткой, которая не только придает каждой гонке вид пожара на фабрике фейерверков, но и постоянно меняет конфигурацию трассы. Взорванный мост может навсегда перекрыть основной путь, но наверняка откроет альтернативный, и от того, как быстро вы будете приспосабливаться к таким резким изменениям рельефа, и зависит ваш успех.
Динамо-машина
Неприятная правда состоит в том, что в отличие от построенной по законам физики FlatOut Split/Second не потребует от нас с вами ничего, что бы превышало возможности средней тренированной обезьяны. Это целиком постановочная, рельсовая игра, которая больше напоминает Call of Duty: Modern Warfare 2 на колесах. Но в отличие от той же FlatOut, где хороший гонщик мог проехать всю дистанцию вообще без аварий или, наоборот, случайно застрять в заборе, Split/Second хороша именно своей постановочностью.
Здесь просто никогда не бывает скучно. Даже когда, несколько раз приехав в хвосте гонки, начинаешь запоминать все опасные точки и инстинктивно держаться от них подальше (соперники тоже могут детонировать заминированные объекты и с радостью делают это, когда вы выбиваетесь в лидерство), напряжение ни на секунду не спадает. От взрывов машину отшвыривает волной, словно фанеру, поэтому процесс удержания ее на дороге начинает напоминать смертельные танцы на льду. Чуть левее — обрыв, чуть правее — припаркованный автобус, а впереди довершает свой пируэт огромный экскаваторный ковш, собирающий машины с трассы наподобие кома мусора в Katamari.
Но и это еще не все. Очень быстро игра выкатывает на сцену новые режимы гонок, в одном из которых нужно уворачиваться от выпускаемых с воздуха ракет, в другом — от взрывоопасных бочек, щедро разбрасываемых впереди идущим грузовиком, а в следующей гонке — расшвыривать соперников, словно тараном.
■■■
Может показаться, что, как и любой другой постановочный аттракцион, Split/Second — сугубо одноразовое развлечение. Но в него хочется играть еще и еще. Здесь нет абсолютно ничего, что бы хоть сколько-нибудь раздражало (если не считать долбящего по ушам электронного саундт-река) или было сделано спустя рукава. В свое время многие отвернулись от Burnout: Paradise только из-за того, что он разменял плотность и постановку на свободный город с полупустыми улицами. Это было по-своему интересно и не сделало игру хуже, но когда на ее место пришел линейный и стремительный Split/Second — звание лучшей аркадной гонки придется уступить ему. Прости, Burnout!. ■
Реиграбельность: да
Классный сюжет: нет
Оригинальность: да
Легко освоить: да
Оправданность ожиданий: 100%
Геймплей: 9
Графика: 8
Звук и музыка: 8
Интерфейс и управление: 9
Рейтинг: 9.0 "Великолепно"
Источник: Журнал "Игромания"
Автор статьи: Игорь Асанов